Таинственный остров
Солдаты тихо ступали по земле, держа аркебузы наизготовку. Час назад они увидели сигнал - взвившийся дым костра, знак того, что их зовут на помощь. Пока отряд прибыл на место, уже стемнело. Под ногами хлюпала вода, и эти звуки громом отзывались в мертвой тишине. Осторожно заходя в дома (двери были открыты), военные видели, что на столах горели свечи, а на очаге догорала приготовленная еда - жители поселка Роанок явно собирались сесть поужинать. 116 человек - мужчин, женщин, маленьких детей - исчезли, испарились, как будто их никогда не было. Вместе с ними пропали и домашние животные - солдаты не нашли ни одной собаки или курицы. Дойдя до самого края зловещей деревни, командир подал команду остановиться - на дереве возле дома священника, освещенное пламенем факела, белело вырезанное на коре слово - непонятное и от этого страшное («кроатон»).
"Командир английского отряда рассказал губернатору Джону Уайту об исчезновении поселка, но тот ему не поверил и приказал устроить дополнительные поиски. Всего в 1590 году на североамериканский остров Роанок было направлено четыре поисковые экспедиции, - сообщил вице-президент общества "Пропавшая колония" Джеймс Харт. - Последнюю возглавлял уполномоченный королевы Елизаветы I Уолтер Рейлиф. Не было найдено даже капли крови, пряди волос или лоскута разорванной одежды, что указывало бы на атаку врагов. Окрестные леса тщательно исследовали в поисках свежих могил, но ни одного трупа тоже не нашли. Племя местных индейцев-кроатонов дружило с колонистами, но на всякий случай обыскали их деревню на соседнем острове. Это не дало результатов. В итоге Уайт послал королеве депешу: "Они не могли исчезнуть просто так, что не осталось даже следа. Их забрал дьявол". Позднее Рейлиф уже по собственной инициативе искал поселенцев, перекопал всю землю на месте деревни, но через 14 лет окончательно забросил поиски. Бесследное исчезновение всех колонистов Роанока считается одной из главных тайн в истории человечества".
Куда пропали люди?
Сейчас остров Роанок - одно из самых популярных туристических мест американского штата Северная Каролина, а исчезнувший поселок - основное средство раскручивать туристов на деньги. Пьеса Пола Грина "Пропавшая колония" всегда идет с аншлагом, в киосках - красочные буклеты за 20 долларов с видами Роанока, торговцы предлагают с лотков бейсболки, украшенные вопросом: "Куда делись люди?", в маленьком островном музее - немногочисленные предметы из обезлюдевшей деревни, в основном домашняя утварь. Руку к популярности Роанока приложил и признанный мастер ужасов писатель Стивен Кинг - по его версии, изложенной в романе "Буря столетия", жители поселка исчезли, потому что не пожелали добровольно отдать одного из своих детей посланнику дьявола. Толпа туристов круглосуточно осаждает то самое дерево с вырезанной надписью - правда, как говорят исторические источники, слова менялись уже три раза. Уолтер Рейлиф в своем рапорте сообщал, что на дереве было выцарапано: "Оно выглядит не так, как...". В свидетельстве от 1670 года монахиня Эмили Вэйн пишет, что на коре - слова "Зло неизбежно", а сейчас - просто надпись. Другие считают, что первоначальные слова почти полностью выжгли по приказу командира экспедиции: Рейлиф посчитал, что в сообщении на коре зашифровано "одно из имен сатаны". Сохранились лишь отдельные буквы. Часть исследователей полагает, что надпись и в самом начале читалась как "Кро" - мол, колонисты пытались показать, что к их внезапному исчезновению причастны живущие неподалеку индейцы-кроатоны, а Уолтер Рейлиф от испуга все перепутал.
"Индейцы поклонялись богу Кроатону (от этого и происходит название и их племени, и соседнего с Роаноком острова, где они жили). как считалось, он всегда жил среди них, но был невидим и по желанию мог вселяться в любое тело, - поясняет исследователь обычаев североамериканских индейцев канадский профессор Пьер Моренье. - Туземцы рассказывали, что богу носили еду на жертвенный алтарь, жрецы садились в круг и наблюдали, как еда медленно исчезала в воздухе. Возможно, имел место случай массовой галлюцинации, но вообще в верованиях кроатонов много мистики. Например, богу Кроатону (чье имя переводилось как "Жнец душ") раз в год присылали "помощника" - сильного воина. Его помещали в запертую хижину с алтарем, но к утру воин исчезал".
Индейский шаман загипнотизировал колонистов.
Версий за прошедшие 415 лет со времени пропажи Роанока накопилось чуть ли не миллион. Тут и появление чудовищной, неизвестной болезни (отчего жители города в спешке бежали), и нападение пиратов, взявших всех в плен, и то, что поселенцы уплыли в Англию на полуразрушенной шхуне, но попали в шторм, и "черные дыры" во времени. Самая последняя версия в Роаноке в разговорах с исследователями случая "пропавшей колонии" (на основе изучения верований кроатонов) - индейский шаман загипнотизировал колонистов, после чего целое селение в полном составе шагнуло в волны моря и утонуло. Непонятно только, зачем это было нужно индейцам.
Мэрия Мантео, городка, расположенного на острове, уже замучилась выдавать разрешения проводить раскопки на территории исчезнувшей колонии. Даже именитое общество National Geographic пыталось что-то раскопать на протяжении двух лет.
"Не может быть, чтобы там ничего не сохранилось, - считает пресс-ассистент National Geographic Сара Элисон-Ласт. - Должны быть хоть какие-то свидетельства, почему буквально за час исчезли все эти люди, словно испарились. Те версии, что уже приводились, легко рассыпаются в прах - пираты никогда не доплывали до северных морей, хлипкими шхунами колонисты не владели - в 1587 году они приплыли на остров на трех кораблях (и в день пропажи людей все корабли были в порту). Нападение индейцев тоже не могло застать их врасплох - поселенцы Роанока были тяжело вооружены и хорошо охраняли поселок. У меня нет внятного объяснения этому случаю".
Вечером Роанок расцветает разноцветными огнями - люди заполняют окрестные рестораны, идут в театр на "Пропавшую колонию", а японские туристы бойко раскупают сувенирные бейсболки с надписью "Куда делись люди?". Точный ответ на этот вопрос, очевидно, не будет получен уже никогда.