Инфантильный псевдосатанизм
В последние годы во многом благодаря возможности свободного общения через интернет и распространённости литературы жанра «fantasy» в странах бывшего СССР сформировался небольшой социальный пласт, который можно охарактеризовать как «псевдосатанинский». Псевдосатанисты, обычно в возрастной группе старших классов средней школы и первых курсов высших учебных заведений либо колледжей, публично в форумах и блогах заявляют о своём интересе к сатанизму, «Тьме», Сатане, дьяволу, смерти и «чёрной магии». Знакомство с псевдосатанинской «идеологией» через интернет иногда выливается в формирование небольших социальных групп для совместного времяпрепровождения (общение, совместные походы на концерты по тяжёлому металлу и т. д.). Следует отметить, что псевдосатанизм, пусть иногда он и маскируется элементами сатанизма (к примеру, заявления об интересе к «Сатанинской библии», очевидно, без глубинного её понимания), к сатанизму per se отношения не имеет.
Основанием для данной статьи послужили данные, полученные путём наблюдения поведения соответствующих индивидов и групп и исследования дневниковых записей, сообщений в интернет-форумах, а также прочих артефактов. Записи в блогах и на форумах предоставляют богатый материал, который ещё только предстоит серьёзно изучить. Тем не менее, уже сейчас возможно утверждать, что на бессознательном, часто вытесненном, неосознаваемом фундаменте во многих случаях возводится целое здание «идеологии», предназначение которой — оправдание и объяснение своих поведенческих проявлений, природа которых, как правило, не осознаётся или осознаётся лишь в малой мере.
Псевдосатанизм в качестве обязательного элемента включает в себя повышенный интерес к таким номинализациям, как «Тьма», «Ад», «Дьявол», «Бездна», «Инфернальность», «Хаос», «тёмная эстетика» и т. п. Интерес в данном случае понимается не как желание расширить свои знания о предмете, а как именно повышенная частота употребления данных номинализаций. В некоторых случаях даются даже расширенные описания того, что же представляют собой эти номинализации, например: «Хаос и Тьма дисгармоничны в своём развитии и бесформенны, многие стихии сплелись в Них, и бесчисленны образуемые начала равновеликого развёртывания всей полноты Тьмы и Хаоса», «Обезличенное и обескровленное нутро человеческой природы стареет и, тихо хныча, пытается спрятаться от окровавленного меча становления Тьмой» и т. п. Подобная лексика у псевдосатанистов поддерживается узостью круга общения в интернете и социальной жизни и отражает их внутреннюю психическую реальность.
Сложно говорить о том, что интерес к «демоническому» появляется у человека случайно, если учесть современные знания о многомерности и комплексности психики и поведения и их связей с другими факторами. Скорее всего, тенденция к псевдосатанизму во многом определяется условиями рождения и ранним развитием субъекта. Интересный инсайт о связях «инфернальных» элементов с базовыми перинатальными матрицами предоставляет Станислав Гроф в книге «За пределами мозга»:
Тот факт, что на перинатальном уровне сексуальное возбуждение происходит в контексте смертельной угрозы, страха, агрессии и биологического материала, становится ключом к пониманию сексуальных отклонений и других форм сексопатологии.
Инфантильность проявляется и в религиозных аспектах псевдосатанизма. В данном случае псевдосатанизм действительно может представлять собой «христианство наоборот», в которой роль экстеризованного Родителя берёт на себя не «Бог», а «Сатана» или «Дьявол». В качестве иллюстрации можно привести следующую цитату: «Многие сатанисты на вопрос “Кто/что для вас Сатана?” кратко отвечают “Отец”. Такой ответ может быть недостаточно ясен. Речь идёт всегда именно об Отце, а не о «папе», например». По структуре же, «Сатана» как божество в псевдосатанизме ничем не отличается от обыденного понимания «Бога» в том же христианстве. Для псевдосатанистов характерны и табуированные темы (поход в церковь, употребление определённых слов, например, «Бог» с прописной буквы, многие псевдосатанисты выражают склонность к националистическим идеалам), моральные, нравственные и культурные предписания (широко распространена концепция некоей «тёмной чести»), различные правила поведения, имеющие иррациональный подтекст, и т. д. Встречаются и эзотерические моменты: откровения, прямая связь с «Сатаной» или «сатанинским эгрегором», особые ощущения «единения», особые изменённые состояния сознания, которым придаётся эзотерический смысл. Нейрофизиологические и нейропатологические аспекты религиозного поведения рассматривались в таких работах, как классическое «Многообразие религиозного опыта» У. Джемса или современная статья «Нейрональные субстраты религиозного опыта» (Salver J. & Rabin J. The Neural Substrates of Religious Experience // The Journal of Neuropsyhiatry and Clinical Neurosciences, 1997, volume 9, number 3, special issue: the neuropsychiatry of limbic and subcortical disorders. pp. 498—510.) и др. Здесь же следует отметить, что многие дорациональные, доличностные религиозные переживания могут быть связаны с нарушениями функционирования лимбической системы. Вполне логично предположить, что постоянная реверберация внутреннего диалога, упоминавшаяся выше, приводит к определённым нейрофизиологическим изменениям (формирование замкнутых петель обратной связи между нейрональными комплексами), представляющим собой невротические корреляты патологии функционирования лимбической системы.
Подводя итоги, можно сказать, что псевдосатанизм представляет собой психологическую и философскую примитивизацию идей сатанизма — в лучшем случае. В худшем случае тенденция к псевдосатанизму формируется на базе нерешённых психологических проблем, сформировавшихся в процессе развития. Нельзя однозначно говорить о том, что страдающему псевдосатанизмом человеку закрыта дорога для дальнейшего развития. Вполне возможно предположить, что по решении личных психологических проблем такие люди вполне могут «преодолеть псевдосатанизм» и развить действительно сатанинское мировоззрение.